Вход

Авторизация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация

Поиск

Онлайн

Кто он-лайн

Сейчас на сайте:
Гостей - 1
Chevrolet Blazer: Что выбрать - Blazer 2,2 2х4 или 4,3 4х4?
 
Поиск и устранение возможных неисправностей АКПП
 
» Главная arrow Шевроле Блейзер / Chevrolet Blazer arrow АВТОМАТИЧЕСКИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ – ЧТОБЫ ЖИТЬ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО
02.09.2014
АВТОМАТИЧЕСКИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ – ЧТОБЫ ЖИТЬ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО
В США и Японии водители давно отвыкли утруждаться ручным переключением передач. Там подобное удовольствие позволяют себе сегодня не более 15% автовладельцев. Из года в год растет число машин с автоматическими трансмиссиями и в Европе. Поэтому, с каким бы предубеждением ни относились наши водители к автомобилям с “автоматами”, их количество на дорогах Казахстана будет неуклонно увеличиваться. C’est la vie…

Классическая АКПП состоит из нескольких агрегатов, главными из которых являются гидротрансформатор и планетарная механическая коробка передач. Гидротрансформатор выполняет роль сцепления, а также автоматически изменяет крутящий момент. Правда, гидротрансформатор может изменять крутящий момент с коэффициентом, не превышающим 2-3,5, что для эффективной работы трансмиссии недостаточно. Поэтому в “автоматах” применяются еще и зубчатые передачи.

Планетарная передача в отличие от обычного шестеренного зацепления позволяет реализовать несколько передаточных отношений - все зависит от того, какой из элементов планетарной передачи заторможен в определенный момент времени. Притормаживаются эти элементы с помощью пакетов фрикционов, управляет которыми гидравлический, а в современных АКПП электронно-гидравлический блок. В сущности, этот блок – и есть “мозги” АКПП. Именно он выбирает передачу и момент переключения в зависимости от нагрузки на двигатель, частоты вращения колес автомобиля (другими словами – его скорости), желаемой интенсивности разгона, определяемой по тому, как – плавно или резко – водитель нажимает на педаль акселератора, положения селектора АКПП, который устанавливает режим работы трансмиссии.

Сложно? Вот именно. Поэтому сразу же рассмотрим некоторые правила, которые требуется неукоснительно соблюдать при вождении автомобиля с автоматической трансмиссией.

РЕЖИМНЫЙ ОБЪЕКТ

При положении селектора АКПП в позиции P (parking, стоянка) задействован трансмиссионный тормоз. По этой причине ведущие колеса автомобиля будут заблокированными. Это наилучшее положение перед пуском двигателя. Переводить селектор в позицию Р следует лишь после полной остановки автомобиля, в противном случае возможен выход коробки из строя.

Положение D (drive, движение) - основной режим для езды и оптимальной работы АКПП в нормальных условиях. При перемещении селектора в позицию R (reverse, обратный ход) тоже едем, но задним ходом. Перевод рычага АКПП в положение D или R должен производиться при нажатой педали тормоза. Включать режим R можно лишь после полной остановки автомобиля. Случайное включение R при движении автомобиля вперед способно привести к поломке “автомата”.

N (neutral, нейтраль) – также одно из основных, но далеко не безобидное положение селектора АКПП. Режим N предназначен для продолжительной стоянки с работающим двигателем, буксировки неисправного автомобиля, когда нет возможности прибегнуть к частичной или, если машина с приводом на все колеса, полной погрузке на эвакуатор, а также для запуска заглохшего двигателя при движении накатом. Но избегайте включать N при нормальной езде, и если оплошали, то следует сбросить газ, подождать, пока обороты двигателя упадут до холостых, и только затем включить передачу.

Помимо основных, автоматические коробки передач имеют ряд специальных режимов, которые обозначаются цифрами или буквами и выбираются как при помощи рычага селектора, так и нажатием определенных кнопок. Следует учитывать, что специальные режимы предназначены для особых условий движения. Например, перевод селектора в положение "2" или "1" означает, что теперь коробка не будет переключаться на передачу выше 2-й либо, соответственно, 1-й, что требуется для движения в горах, на крутых спусках, на бездорожье, при езде с прицепом, для эффективного торможения двигателем. Переходить с режима D в диапазоны пониженных передач можно на ходу, но следует помнить, что точно так же, как на автомобиле с механической КПП, возбраняется сразу переключаться с пятой передачи на первую, нельзя на высокой скорости немедля переводить селектор "автомата" из положения D в "1". Надо учитывать, что длительное непрерывное движение на пониженных передачах способствует перегреву коробки и может привести к ее поломке. В некоторых автомобилях режим “1” может обозначаться символом L (low, пониженная). Существуют также программы – зимняя, спортивная и т.д.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Работа “автомата” зависит от давления гидравлической жидкости, которое создает насос, расположенный внутри коробки. При заглушенном двигателе насос не работает, поэтому включить какую-либо передачу в АКПП невозможно. Следовательно, двигатель машины с автоматической трансмиссией нельзя запустить с буксира. При неработающем насосе ухудшаются и условия смазки узлов “автомата”, из-за чего автомобиль с незаведенным мотором нежелательно буксировать на “веревке”.

Разумеется, не надо впадать в крайность, а то ведь некоторые владельцы автомобилей с "автоматами" панически боятся даже вытолкать вручную машину с заглохшим двигателем в более безопасное и удобное для стоянки место. Если по каким-то причинам невозможно воспользоваться услугами эвакуатора, то допускается, включив режим N, буксировать неисправный автомобиль, соблюдая следующие ограничения: скорость - не более 50 км/ч, расстояние буксировки - не более 30 км.

Теперь о главном. В автомобилях с автоматической трансмиссией двигатель и коробка передач должны работать слаженным тандемом, причем АКПП в этой паре – ведомое звено. Проблема заключается в том, что любые неполадки в работе мотора немедленно сказываются на коробке передач, что влияет на ее долговечность и иногда является причиной выхода “автомата” из строя. Поэтому есть необходимость чаще диагностировать двигатель и устранять выявленные неисправности, какими бы незначительными они ни казались.

У современных автомобилей двигатели и АКПП управляются бортовым компьютером. У многих автомобилей есть два компьютера – на двигатель и на коробку, которые согласовывают свои действия. Чтобы уберечь электронную “начинку” автомобиля, не рекомендуется при работающем двигателе снимать клеммы с аккумулятора, что иногда делают для проверки работоспособности генераторной установки. Всплеск напряжения в сети, который сопровождает данную операцию, может повредить бортовой компьютер. Аналогичный всплеск напряжения сопровождает попытку завести чужой автомобиль методом “прикуривания”, так что от подобных действий лучше воздержаться. Были случаи, когда электронный блок компьютера просто сжигали при установке аккумулятора, когда ошибались с полярностью подсоединения клемм.

Забуксовать на автомобиле с "автоматом" сложнее, чем на обычной машине, но если это случилось, нельзя "раскачивать" автомобиль, включая попеременно то первую, то заднюю передачу. Следует включить понижающий диапазон, ограничивающий переключение передач выше первой (позиция селектора "1" или L), и попробовать выбраться из грязи, действуя педалью тормоза как сцеплением в обычных автомобилях. Примерно так же, слегка отпуская педаль тормоза и стараясь не перегазовывать, маневрируют в ограниченном пространстве. Если же колеса автомобиля не могут вращаться, попав в глубокий песок, снег или остановились против высокого препятствия, не пытайтесь начать движение, не освободив колеса, - это может привести к поломке АКПП.

ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ

Обслуживание автоматических трансмиссий включает проверку уровня масла в коробке, а после определенного пробега – замену масла и его фильтра. Если автомобиль новый, а в коробке залито минеральное масло, то первое обслуживание следует проводить через 60 тыс. км пробега, последующие – через каждые 30 тыс. км. Если в АКПП используется синтетика, то порядок следующий: первый раз масло, а с ним и фильтр меняют через 170 тыс. км, последующие обслуживания – через каждые 60 тыс. км.

Признак низкого уровня масла в коробке – хорошо слышимый гул гидротрансформатора, который начинает работать с существенной пробуксовкой. Низкий уровень – пренеприятная для "автомата" вещь, поскольку вся его работа зависит от давления масла, а пробуксовка к тому же вызывает перегрев. Впрочем, и превышение допустимого уровня также нежелательно: расширение масла из-за нагревания может привести к переполнению и вспениванию.

Уровень масла в "автомате" проверяют с помощью щупа-масломера, однако у этой операции есть свои тонкости. Уровень масла сильно меняется в зависимости от температуры, поэтому на щупе возможны несколько меток. Кроме понятных автолюбителю отметок min и max, щуп может иметь, например, "горячую" и "холодную" стороны или метки hot и cold – уровень, когда коробка прогрета или непрогрета. Чтобы точно определить уровень масла, АКПП прогревают пробегом не менее 10 км, после чего устанавливают автомобиль на горизонтальную поверхность, а проверку проводят при работающем на холостых оборотах двигателе.

Масло в “автоматах” служит не только смазкой, но и рабочим телом, которое испытывает высокие силовые нагрузки и большие температурные перепады. Лишь специальные продукты способны в таких условиях эффективно выполнять свои функции. Жидкости для автоматических КПП принято обозначать ATF (Automatic Transmission Fluid). Попытка залить в "автомат" вместо ATF масло для механических трансмиссий обязательно заканчивается поломкой коробки передач. Жидкость в АКПП должна быть прозрачной, почти без запаха и иметь, как правило, красный цвет. Если, вынув масломер, владелец обнаружит, что жидкость помутнела, потемнела и отдает горелым, то масло немедленно заменяют вместе с фильтром.

В условиях эксплуатации Казахстана, когда нередко приходится долго двигаться по плохим дорогам на низкой скорости, что ухудшает охлаждение коробки, перегрев является одной из наиболее актуальных эксплуатационных проблем. Необходимо учитывать следующее обстоятельство: после пробега примерно 170 тыс. км из-за действия высоких температур может состариться материал прокладок, сальников и уплотнений внутри коробки. Они перестают выполнять свои функции и требуют замены. Такую операцию, кстати, рекомендуют производители АКПП. Она, конечно, недешевая, но позволяет намного увеличить срок службы коробки.

Самый первый признак неисправности АКПП – постепенное увеличение уровня показаний тахометра. Например, если ранее переключение со 2-й на 3-ю передачу происходило, допустим, при 2000 об/мин, затем через какой-то срок - уже при 2200 об/мин, а после - при 2500 об/мин, значит увеличивается зазор между фрикционами, масло перепускается с одного пакета в другой. Это нельзя оставлять без внимания, а когда переключение начинает сопровождаться сильными рывками или какая-либо передача перестала включаться, появились течи масла, загорелась аварийная лампа, то мешкать дальше нельзя.

Собственно говоря, не стоит дожидаться, когда автоматическая коробка начнет проявлять признаки неисправности. Первое действие, которое следует предпринять сразу же после покупки автомобиля с АКПП, - обязательно приехать на диагностику. А что делать дальше, уже подскажет механик. Так что автовладельцу остается найти специализированный автосервис. Почему специализированный? Потому что практически любое неквалифицированное вмешательство в АКПП вне профессиональной СТО может закончиться плачевно.

 

Сергей ПАНИН

 
< Пред.   След. >